НОВОМУЧЕНИКИ ЕЛИСАВЕТГРАДСКИЕ


Православная Церковь благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что “живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем” (Рим. 14, 8). Они были служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры. Вот имена некоторых из них, пострадавших в Елисаветградском уезде.


Протоиерей Симеон Ковалев


Родился отец Симеон в 1876 г. в семье мещанина-хлебопашца на наемной земле г. Елисаветграда. По национальности — русский. Окончил духовное училище, Одесскую духовную семинарию в 1887 г. и был псаломщиком один год в с. Елисаветградка, а затем — псаломщиком в г. Елисаветграде при греческой церкви (ныне кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы).

В 1901 г. был рукоположен во священника архиепископом Иустином (Охотиным) в Одессе. Служил в с. Никоноровка с 1901 по 1905 г., с. Федоровка — 1905-1910 гг., и с 1910 г. по 1922 г. — в греческой церкви, обслуживая Пермское, Ново-Алексеевку, Никоноровку, Арнаутово, Масляниковку и Первозвановку. В 1922 г. отец Симеон был под следствием за погребение без регистрации и излишнее влияние на епископа. Был заключен на 25 дней в Допре (дом принудительных работ (тюрьма)). Состоял под судом по делу о сокрытии церковного имущенства. Съездом духовенства и мирян 10 июня 1921 г. был избран благочинным Православной Церкви Зиновьевского округа. В 1925 г. — без прихода.

В 1925 году Тихоновское движение (патриарх Тихон не принял большевистский переворот) в г. Зиновьевске достигло своего аппогея. Местная гражданская власть не хотела (был указ свыше) позволять священникам-тихоновцам служить в городских храмах и храмах округа и в связи с этим возникло противостояние между религиозными общинами города, которое было на руку местной власти. Из доклада о тихоновском движении по админотделу от 10 февраля 1925 г. мы узнаем, что Вознесенская церковь была отдана автокефалистам, так как тихоновская группа там распалась. Успенский кафедральный собор был отдан Синодальной религиозной общине, что ожидало и остальные храмы города. Кроме того, чтобы ослабить тихоновскую реакцию, были распущены благочинные Правления и отдельные благочинные всех направлений и группировок, на основании распоряжения губадминотдела от 17.10.1924 г. за N 4341с, как нелегально существующие.

Из доклада следовало, что среди принятых мер в отношении тихоновцев есть также предложение расторгнуть договор с тихоновцами Преображенской церкви и передать ее (слабо-тихоновцам) Покровской церкви нашего города, так как последняя «по историческому праву» принадлежит старообрядцам и этим создать склоку между старообрядцами и тихоновцами. Протоиерей Симеон, будучи настоятелем Покровского храма, собрал подписи верующих-тихоновцев о признании тихоновцев, вел агитацию, писал жалобы во все вышестоящие гражданские инстанции и этим самым дал отпор гражданским властям, сумев отстоять за тихоновцами Покровский храм. Тихоновский центр находился в греческой церкви, а также был в г. Бобринце, который возглавлял о. Николай Ищенко — духовное чадо св. прав. Иоанна Кронштадтского. Отец Николай вел активную переписку с отцом Симеоном, направляя свои письма на имя матушки о. Симеона — Магдалины Павловны, о чем свидетельствует одно из писем, находящееся под грифом «совершенно секретно», в котором о. Николай просит всеми силами отстоять Покровскую церковь, не допустить ее закрытия (т. е. предачи обновленцам).

В 1926 году отец Симеон числился священником Знаменской Быковской церкви Зиновьевска, нелегально продолжая исполнять обязанности благочинного (тихоновской ориентации).

В 1927 году он снова отбывает наказание в Допре — на этот раз уже три месяца.

В 1931 году отец Симеон уже является клириком Скорбященской церкви Зиновьевска. В этом же году его арестовывают вместе с протоиереем Леонидом Фиалковским и еще 13-ю людьми, как участников контрреволюционной организации, по заданиям которой проводилась подрывная работа. В течение нескольких недель, как на дрожжах, шилось «липовое» дело. Кроме протоиереев Симеона и Леонида к организации пытались прилепить и других священнослужителей-тихоновцев: Михаила Романовского (Скорбященская церковь), Пароконева и Павла Алексеева (с. Сасовка), Константина Ампилогова (с. Савиченки), Андрея Бондаренко (с. Компанеевка), Любавского и Васильева — также репрессированных.

Как обыденное дело, в те времена для ежовцев (Ежов — тогдашний руководитель НКВД СССР), были выбиты показания лжесвидетелей и оклеветаны все 15 человек, проходившие по сфабрикованому делу, и приговорены к высшей мере наказания — расстрелу.

Расстреляли отца Симеона 19 июня 1938 года.

Упокой, Господи, душу раба Твоего Симеона.

Ирина ФОМЕНКО


Протоиерей Михаил Романовский


Родился отец Михаил 12 сентября 1870 г. в с. Чайчино Калининской области. Происходил он из духовного сословия. До революции служил священником в церкви при юнкерском училище.

Промыслом Божиим отец Михаил оказался на Кировоградщине. Он служил в Скорбященской церкви нашего города (Новониколаевка) и проживал по ул. Красной Звезды, 2 со своей матушкой Марией Ивановной.

За свою активную пастырскую деятельность, отец Михаил подвергался арестам в 1923, 1927, 1931 и 1937 гг.

В 1923 г. отец Михаил был арестован органами ВЧК и привлекался к ответственности за то, что ним была подписана бумага о добровольном сборе средств среди населения на нужды Церкви. Он был осужден к 6-ти месяцам тюремного заключения.

Очень тяжело приходилось священникам того времени вести проповедь среди населения, так как всё, что было не согласно с идеями большевиков объявлялось контрреволюцией и люди, высказывавшиеся не так, как хотела Советская власть, подвергались репрессиям. Так, в 1927 г. отец Михаил обвинялся в распространении прокламаций контрреволюционного содержания и находился под следствием.

В 1931 г. отца Михаила снова арестовали, обвинив его в том, что он был участником контрреволюционной офицерской организации, ставящей своей целью свержение Советской власти.

Его осудили к трем годам ссылки на север.

Но ссылка не сломила дух отца Михаила, а напротив укрепила его в подвиге исповедничества. И вот наступило время, когда отцу Михаилу надо было взойти на “свою Голгофу” — отдать свою жизнь за Церковь.

В 1937 г. отец Михаил в последний раз подвергается аресту в г. Кирово (Кировограде). В постановлении о мере пресечения от 21 ноября 1937 г. Романовскому Михаилу Ивановичу поставлено в вину то, что он является членом контрреволюционной группы религиозников и проводит контрреволюционную агитацию среди верующих граждан, рассказывая им контрреволюционные проповеди; а также нелегально обходит дома верующих, отправляя религиозные требы и проводя конрреволюционную агитацию. Ордер на обыск и арест был подписан 2.12.1937г. Арестован отец Михаил был 3 декабря 1937г. Кировским ГО НКВД. При обыске вещественных доказательств не было обнаружено, но это не помешало тому, чтобы посадить отца Михаила в тюрьму.

Во время следствия отец Михаил содержался в тюрьме г. Кирово и был дважды допрошен 5-го и 6-го декабря 1937г.

По делу были предъявлены следующие обвинения:

Как один из двенадцати учеников Христа предал Его, так находились люди, которые клеветали на священнослужителей или просто сообщали в органы об их деятельности. Этих сообщений (а впоследствии показаний) хватало, чтобы сфабриковать обвинительный приговор. Не обошлось без оборотней-прихожан и в этом случае. По делу проходили 6 свидетелей, которые дали показания на священников Романовского и Иващенко в том, что:

Все обвинения и показания вошли в обвинительное заключение (не датировано, ориентировочно 7 декабря 1937г.), и постановлением заседания Тройки при УНКВД по Николаевской области отца Михаила осудили к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор привели в исполнение 27 декабря 1937г. Место расстрела и захоронения не известны.

Из заключения прокуратуры Кировоградской области от 14 апреля 1989г. мы узнаем о реабилитации невинно убиенного отца Михаила. Он “подпадает под действие ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989г. “О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30—40-х и начале 50-х годов”.

Ирина ФОМЕНКО